Путин считает врагом даже российский народ
Российский президент организовал выборы, которые обеспечили ему абсолютное большинство в парламенте и устранили оппозицию. Однако страна грозит выйти из-под его контроля. Об этом пишет швейцарское издание Tages-Anzeiger.
Благодаря российской избирательной системе партия Владимира Путина обеспечила себе контроль над парламентом еще на пять лет, включая абсолютное большинство в нем.
Получается, в мире Владимира Путина после волнений вокруг лидера оппозиции Алексея Навального всё снова в порядке? Вовсе нет, Президент, должно быть, сам пришел к этому выводу в последние несколько дней, сидя в своем кабинете-бункере, куда он удалился.
Он даже не смог лично отдать свой голос на парламентских выборах. На фотографиях видно, как он сидит перед компьютером и голосует в режиме онлайн в духе коронавирусных ограничений, но как проголосовал Путин, остается его тайной, ведь для голосования в интернете вообще-то нужен мобильный телефон, которого, по его словам, у него нет.
Перед голосованием Путин ушел на самоизоляцию, потому что, как он сам сказал, «десятки людей» из его ближайшего окружения заразились коронавирусом.
Но в путинском мире это, в сущности, невозможно. Потому что ничто в России не подготавливается и не контролируется так тщательно, как ближайшее окружение президента. Каждый, кто встречается с ним, должен сдать несколько тестов и провести две недели на карантине — это правило.
В политике фасад безопасности и контроля тоже обманчив. Кремль, конечно, по большей части устранил либеральную оппозицию, которая в любом случае находит лишь ограниченный отклик среди населения.
Но коммунисты набрали около 20% голосов и дают понять, что у них есть все необходимое, чтобы стать опасными для Кремля. Впрочем, пока на посту председателя партии остается живущий вчерашним днем Геннадий Зюганов, который почти 30 лет ругает Кремль и одновременно состоит с ним в сговоре, Путин может быть спокоен.
Однако какой курс выберет партия потом, остается совершенно открытым. То же самое относится и к ультранационалистам: их лидер Владимир Жириновский также верен Кремлю. Как и Зюганову, ему уже за 70, поэтому они, вероятно, уже не смогут возглавить свою партию на следующих выборах.
Самому Путину «всего» 68 лет. Совершенно очевидно, что у Кремля пока нет плана по поводу преемника Путина. Он, вероятно, заблаговременно решил обеспечить себе возможность продления срока своих полномочий — для подстраховки. Но смена поколений неизбежна, независимо от того, сколько представителей старой путинской гвардии Кремль будет включать в избирательные списки.
И тогда страна, возможно, очнется от непробудного сна, в который она погрузилась после волны репрессий последних месяцев. Массы не возмущаются; наоборот, среди населения распространяется ощущение гнетущего застоя.
Многие россияне уже попрощались с государством, которое так озабочено собой. Они уже давно не рассматривают его как некую общность, за которую они несут ответственность, а заботятся только о своей собственной семье и ближайшем окружении.
Многие россияне больше не верят государству, которое так часто лгало и обманывало их. Это особенно явно можно увидеть на примере политики по борьбе с коронавирусом. Когда принимаются новые меры, такие как обязательная вакцинация, первый вопрос для многих — это как обойти правила или просто насколько высок будет штраф.
Даже Путин, похоже, не доверяет здесь своему собственному государству: теперь посмотрим, как сработает «Спутник» на практике, сказал он, уходя на самоизоляцию. Это прозвучало как угроза.
В политике он также доверяет только своему ближайшему окружению. Даже свой собственный народ он, очевидно, считает враждебно настроенным к себе.
Нет другого способа объяснить усилия, которые Кремль приложил в преддверии парламентских выборов, чтобы устранить и заставить замолчать любого, кто мог бы потребовать в Думе что-то неугодное Кремлю.
Так было не всегда. Когда Путин пришел к власти в 2001 году, он выступал за новые начинания, за быстрые и нестандартные решения. Но вместо того, чтобы использовать свою популярность и удачные годы высоких цен на нефть для того, чтобы отплыть к новым берегам, он довольствовался тем, что распоряжался полученной властью.
И сегодня единственное, что имеет значение, — это обеспечение этой власти на следующие десятилетия. Вопрос о том, как могла бы выглядеть Россия будущего, в Кремле не обсуждается уже давно.