Прошли два года и двести семьдесят семь дней войны. Сегодня карты ISW не обновлялись (во всяком случае, на момент написания) и поэтому комментировать нечего. Также сегодня (особенно по сравнению со вчерашним днем) в украинском небе не так много БПЛА (всего 18), поэтому и с этой стороны ситуация, вроде бы, поспокойнее.
Поэтому я сегодня сосредоточусь на международной повестке. Сначала о плохом. Опрос общественного мнения в США, проведенный 19-22 ноября одной из самых авторитетных, специализирующихся в этой сфере международных компанией YouGov, показал, что 51% американцев против продолжения военной помощи Украине.
Это обстоятельство сразу задает рамки будущей американской политики в отношении войны в Украине. Очевидно, что электоральный потенциал у будущей администрации Дональда Трампа для военной поддержки Украины по формуле “будем помогать столько, сколько потребуется” - отсутствует.
Это не означает, что новый президент сразу после инаугурации прекратит военную помощь Украине, но и рассчитывать на то, что эта помощь будет продолжаться бесконечно долго - вряд ли стоит.
Украинские комментаторы любят рассуждать о западных политиках в дихотомии “есть яйца - нет яиц”, однако реальность такова, что какие бы стальные яйца не были у лидера, он вряд ли будет долго проводить политику, которая идет вразрез с мнением народа. (Кстати, те или иные решения Зеленского эти же комментаторы чаще всего оправдывают именно данными соцопросов).
Исключением, наверное, может быть ситуация, в которой сейчас находится администрация Байдена: ей уже незачем нравится народу. Однако я бы не ждал от Байдена какой-то вспышки активности. И хотя пишут, что он обратился к Конгрессу с предложение выделить Украине еще 24 млрд. долларов, но это больше похоже на пиар, поскольку вряд ли он успеет провести этот законопроект через Конгресс за оставшиеся у него восемь недель. (В том числе, кстати, и потому, что конгрессмены при голосовании, разумеется, учтут данные социологических опросов).
Косвенным доказательством того, что Трамп будет реализовывать вариант форсированного окончания войны, является то, что спецпосланником по Украине он назначил Кита Келлога, одного из авторов разработанного еще этим летом плана, предусматривающего немедленные переговоры о мире между Россией и Украиной.
Всем известен этот план. Суть его заключается в том, что если Украина будет артачиться и откажется вступить в переговоры, то Трамп прекратит ей военную помощь, а если Россия упрется - то он, наоборот, усилит поставки оружия Украине.
Я уже писал, что этот план не отвечает на вопрос что делать в ситуации, если обе стороны откажутся сесть за стол переговоров: наращивать поставки оружия Украине или, напротив, прекращать? Но ясно одно: этот план точно не предусматривает продолжения войны на истощение.
Также доказательством того, что Трамп не хочет продолжения войны на истощение, являются назначение Марко Рубио госсекретарем и Майкла Уолца - помощников по национальной безопасности. Эти политики уже не раз высказывались на немедленное прекращение войны, пусть даже ценой территориальных уступок со стороны Украины.
Тем более, что на Западе уверены: войну на истощение Украина проигрывает в основном из-за нехватки солдат, а не оружия. Западные партнеры уже давно настаивают на снижении в Украине мобилизационного возраста до 18 лет. Но Зеленский и Верховная Рада отказываются это делать (опять таки, кстати, ссылаясь на данные социологических опросов).
ВВС пишет: “Соединенные Штаты оказывают давление на власти Украины с тем, чтобы они снизили возраст мобилизации до 18 лет. Об этом сказал журналистам в Вашингтоне на условиях анонимности представитель администрации президента Джо Байдена.
По словам представителя администрации Байдена, Киев считает, что ему нужно мобилизовать еще 160 тысяч человек, но США предполагают, что число мобилизованных должно быть больше.”
Агентство Reuters сообщает: “...член администрации президента США сказал, что, как показывает чистая арифметика, Украина мобилизует недостаточно живой силы и потому сейчас отступает на Донбассе… Сейчас нужна живая сила.
Русские на самом деле продвигаются вперед, стабильно продвигаются на востоке, и они начинают теснить украинцев в Курской области. Мобилизация и больше живой силы — вот что сейчас может изменить ситуацию на поле боя».
Я знаю, что у некоторых украинских политиков и комментаторов есть другое мнение на этот счет, но таково мнение украинских партнеров на Западе (и прежде всего - в США), а ведь именно от них (а не от украинских политиков и комментаторов) зависит масштаб западной военной помощи.
Можно бесконечно заламывать руки и обзывать западных лидеров “импотентами” - но от этого ситуация вряд ли изменится. Поэтому украинским властям нужно при выработке своей линии поведения учитывать это обстоятельство, а не строить свои планы исходя и гипотезы, что ситуация с военной помощью может вдруг резко измениться в лучшую сторону. Социология оставляет мало надежд на такие изменения.
Народ (в отличие от индивидуума) может позволить себе роскошь быть нелогичным, и даже, в определенном смысле, аморальным. С него взятки - гладки. Ему никого не нужно убеждать в своей правоте. Он сам себе судья и сам себе отпускает свои грехи.
Может ли американский народ изменить свое мнение? Может. Например, еще в прошлом году он поддерживал выделение Украине военной помощи, а теперь - перестал. Но рассчитывать на это украинцам было бы опрометчиво, поскольку тренд на медленное снижение поддержки Украины наметился уже давно. Закладываться, как правило, нужно на худший вариант. А если что-то поменяется - пусть это станет приятным бонусом.
В прошлом году много писалось (в том числе и мною) о том, что Зеленскому нужно активнее работать с западным общественным мнением, проводить агрессивную пропагандистскую кампанию, стать частью западной информационной повестки и т.д. Но вместо этого, он и Ермак сосредоточились исключительно на налаживании хороших личных отношений с западными лидерами. Теперь общественное мнение изменилось и налаженные хорошие связи с конкретными персонами уже ничего изменить не могут.
К тому же персоналии в демократиях быстро сменяют друг друга и чего стоит “крепкая мужская дружба” с каким-нибудь “отставной козы барабанщиком” хорошо видно на примере “большого друга Украины” Бориса Джонсона.
Но есть и хорошие новости: сегодня Европарламент утвердил новый состав Еврокомиссии. Главой европейской дипломатии станет бывшая глава правительства Эстонии Кая Каллас. Руководить оборонной политикой будет бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, а комиссаром по экономике станет бывший премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис.
Нет нужды объяснять позицию этих трех представителей стран Балтии по отношению к войне в Украине и к путинскому режиму в России. А между тем от этих трех комиссаров в решающей степени будет зависить позиция всего Евросоюза по этим вопросам.
Так что тут есть надежда, что поддержка Украины со стороны Евросоюза, как минимум, останется на прежнем уровне, а скорее всего даже увеличится. Тем более, что в Европе общественное мнение по-прежнему поддерживает Украину, поскольку считает путинскую Россию угрозой собственной безопасности.
Слава Украине!
Завтра (уже, на самом деле - сегодня) в Израиль прибудет египетская делегация для переговоров о прекращении огня в секторе Газы. В рамках переговоров будет обсуждаться освобождение захваченных террористами 7 октября заложников, освобождение заключенных террористов и дальнейшая судьба сектора Газы.
В состав делегации Египта вошли представители службы разведки, которые везут с собой предложения по управлению сектором Газы после окончания войны. Этот план, как считают в Каире, приведет к соглашению об освобождении заложников.
Вот это, наконец, реальное решение проблемы: договариваться с Египтом, а не с ХАМАСом. И то, что Египет, наконец, согласится на прямые переговоры как сторона, а не как посредник - это очень хороший признак.
Альфред Кох
Вы поможете этому сайту, сделав несколько перепостов его публикаций в социальных сетях (Facebook, Twitter, Google и других). Сделай доброе дело!
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал https://t.me/censorunet и YouTube канал