Владимир Зеленский обещал окончить войну на Донбассе.
"Надо просто перестать стрелять" и "где-то посередине бы сошлись с Путиным", — говорил он на этапе предвыборной кампании.
Но на самом деле в тот момент у команды будущего президента плана мирного урегулирования конфликта на Донбассе не было, а его высказывания эксперты оценивали как заигрывания с электоратом.
"Иллюзии, что можно договориться с Путиным, исчезли в первые полгода президентства, — считает политолог Виталий Кулик.
— Но Зеленский был заложником своей риторики начала предвыборной кампании, мол, мир возможен быстро и любой ценой, поэтому он делал попытки договориться с Россией".
Сначала о разведении сил и средств на линии разграничения, после — об имплементации "формулы Штайнмайера".
Результатом таких уступок была организация встречи лидеров "нормандского формата" в Париже.
"Хорошо, по-деловому", — после нее заявил журналистам Владимир Путин.
Эксперты предполагают, что Украина в присутствии лидеров Франции и Германии пообещала выполнять минские соглашения, хотя и предложила их переформатировать: сначала решить вопросы безопасности, а после — политические.
Зеленскому важно было продемонстрировать прогресс, в первую очередь провести обмен так называемыми пленными. И, казалось, процесс сдвинулся с мертвой точки — в конце декабря из ОРДЛО домой вернулись более семидесяти заложников.
Зеленского не покидает иллюзия, что мир на Донбассе возможен за время его каденции. Это ошибка
В 2020-м Украина пыталась выполнять минские соглашения, предлагая новые "дорожные карты" и новые "мирные планы". Но все они не реализованы. Как и другие инициативы, придуманные на Банковой: "платформа национального примирения" советника секретаря СНБО Сергея Сивохо и "консультативный совет" главы Офиса президента Андрея Ермака.
В России все чаще говорили о срыве договоренностей и двойной игре Украины. Несмотря на обвинения, Киев продолжал настаивать на урегулировании ситуации.
Вскоре на Банковой решили повысить статус украинской делегации в Минске — в нее вошли народные депутаты и представители правительства. Киев ждал ответного шага от Москвы, но этого не произошло. Единственное, на что согласились россияне, в конце июля 2020 года объявить о режиме полного прекращения огня на Донбассе.
"Несмотря на то что режим перемирия не действовал, власти Украины говорили о беспрецедентном успехе и старались игнорировать нарушения, зафиксированные международными наблюдателями", — говорит Мария Кучуренко, политический аналитик.
Закрывать глаза на регулярные обстрелы Офис президента прекратил в начале 2021 года, когда истек условный внутренний дедлайн, отведенный для переговоров с РФ, после чего риторика поменялась.
В Украине с уверенностью стали говорить: окончание войны на Донбассе зависит не от Украины и ее президента, а от России, которая этот конфликт начала и поддерживает. И, пожалуй, это самое большее достижение Владимира Зеленского — продемонстрировать миру, что именно Москва блокирует процесс.
"Но при этом Зеленского все еще не покидает иллюзия: мир на Донбассе возможен за время его каденции. Это ошибка, поскольку условия россиян неприемлемы, а на украинские они вряд ли пойдут", — считает Кучуренко.