Командир "Азова": Мы военные, мы готовы гибнуть за эту страну. Но удерживать в Мариуполе мирное население как заложников недопустимо. Это военное преступление
В Мариуполе Донецкой области с начала вторжения России в Украину не было ни одного гуманитарного коридора. Об этом командир полка "Азов", Герой Украины Денис Прокопенко (позывной Редис) рассказал Дмитрию Гордону в интервью, которое записали в ночь на 31 марта.
"Не было ни одного гуманитарного коридора с 24 февраля. Люди врассыпную эвакуировались с города. До 1 марта, пока еще город не был заблокирован полностью, такие попытки венчались успехом. После 1 марта это множество расстрелов, множество плененных мирных граждан, потому что тех, кто имеет какие-то взаимоотношения и связи с военными, их тоже забирали на фильтрационном пункте, допрашивали и мы не знаем их дальнейшей судьбы", – сказал он.
После 1 марта покинуть Мариуполь было крайне сложно, говорит Прокопенко.
"Мы пытались неоднократно организовать гуманитарную помощь в город, чтобы накормить и как-то обеспечить нужды мирного населения. Но противник этого сделать не позволил. Это нарушение международного права и Женевской конвенции. Это военное преступление... Потому что мы – военные. Мы готовы гибнуть за эту страну, готовы за нее воевать. Это наш долг и обязанность.
А мирные граждане, которые не имеют никакого отношения к военному делу, – оставлять их здесь в заложниках, чтобы они проходили через все страдания, тяготы и ужасы, – это просто недопустимо. Эти люди должны были быть эвакуированы уже очень давно", – подчеркнул командир полка "Азов".
Он рассказал, что многих жителей Мариуполя насильно, "под дулами автоматов" вывезли в РФ.
"Противник был крайне категоричен и не позволял людям уходить в сторону Запорожья и Бердянска. Он делал все для того, чтобы люди боялись его, и всячески пытался отставить их в самом городе. А потом снимал дешевые ролики о том, как он оказывают якобы какую-то гуманитарную помощь, поит их горячим чаем и печеньем.
Но это все делается сугубо на камеру. После того как камера уходит в сторону, продолжаются опять бесчинства – насилие, мародерство, военные преступления. Это все характерно для российской армии", – добавил Прокопенко.
По его словам, рацион сильно ограничен. Бойцам приходится питаться раз в сутки, чтобы сэкономить ресурсы.
“Мы будем держать город еще достаточно долго, поэтому мы учимся экономить. На сегодняшний день… мы не можем обеспечить каждого солдата едой и водой. Наши запасы провианта иссякают, точно так же, как и запасы боеприпасов, однако мы стараемся экономить и стрелять прицельно”, — рассказал Прокопенко.
Он подтвердил, что украинские защитники пьют техническую воду и воду из батарей.
“К сожалению, да. Даже для наших тяжелораненых приходится кипятить техническую воду и употреблять ее. Это настоящая гуманитарная катастрофа, потому что у оставшихся в городе мирных абсолютно такая же ситуация”, — отметил командир “Азова”.
Также он сообщил, что генераторы работают в городе “на честном слове”. При этом температура на улице ветреная и влажная.
Однако, несмотря на все это, «азовцы» выходят на задания даже после нескольких ранений.
“Редис” добавил, что около 1-2 недель назад оккупанты захватили базу полка в Урзуфе, откуда «азовцы» по максимуму успели вывезти боеприпасы и продукты.
Прокопенко надеется, что Мариуполь еще можно спасти, а оккупантов оттеснить. По его оценкам, в городе и окрестностях находится около 14 тыс. оккупантов.