Казалось бы, для нас положение на рынке нефти вроде бы не совсем важно, поскольку ощущаем мы это на себе опосредованно, через цены на энергоносители и в первую очередь – на бензин.
Но этот фактор важен еще и в другом смысле. Сейчас у нас идет война с Московией, которая располагает куда большими ресурсами, чем Украина, но эти ресурсы ей падают не с неба, а в основном – от торговли нефтью и газом. В первую очередь – нефтью. Да и цены газа до последнего времени зависели от цены нефти. Поэтому какие-то фундаментальные движения в этом направлении не стоит недооценивать.
Начиная с 2016, усилиями Москвы был создан мега-альянс стран, добывающих нефть. Это как раз и есть тот самый ОПЕК+. Под плюсом там следует понимать РФ. Эти страны вступили в картельный договор с целью регулировать цену нефти через ее предложение.
Проще говоря, они договорились пропорционально снижать добычу нефти, если ее на рынке будет достаточно много и предложение будет превышать спрос. Обычно рынок реагирует на эту формулу снижением цены.
Но уже с давних пор нефть перестала быть простым товаром и торгуется по ценам спекулятивным, почти не связанным с привычными методами из расчета. Имеется в виду те самые формулы, где к себестоимости товара прибавляется торговая наценка, налоги, сборы и в конце концов – получается окончательная цена.
Как-то, еще до образования этого супер-картеля, в пылу дебатов Саудиты говорили о том, что себестоимость их нефти находится в диапазоне $7-9 и это значит, что даже нынешняя цена в 58 долларов – спекулятивная и явно завышенная.
И тут дело не в рынке. Если бы не вот эти сговоры и сделки, то нефть уже давно стоила бы в районе 20 долларов за бочку. Тем не менее, мы даже сейчас видим цену втрое более высокую, чем нормальная, вменяемая цена.
Это все к тому, что цена нефти – искусственная, и ей есть куда падать и если падение начнется и примет вид устойчивой тенденции, то цена очень быстра окажется у тех самых значений.
Но страны – торговцы нефтью уже привыкли к ее баснословным ценам и им сложно проститься с такой удобной реальностью, но для этого надо, чтобы по картельным правилам играли все участники рынка. Если монолит будет нарушен, все мероприятие может развалиться.
Но вот сами россияне сообщают о том, что картель может развалиться в любой момент и возможно уже развалился. Причем, он как был создан в 2016 году по просьбам Москвы, так может и развалится из-за ее позиции. Вот что об этом пишут:
«Идиллия в отношениях крупнейших нефтедобывающих стран мира, включая Россию и Саудовскую Аравию, которые с 2016 года согласованно контролируют добычу, не допуская избытка на рынке и нового обрушения цен, похоже, подходит к концу.»
Как стало известно, Аравия выступила инициатором очередного сокращения добычи, чтобы компенсировать сокращение потребления нефти Китаем, из-за эпидемии короновируса.
Но в этот раз – Москва не поддержала эту идею. Не важно, что там говорят российские чиновники, причина тут очевидна. Поддержание состояния «легкого дефицита» в своем сегменте сбыта как раз и является основной целью картельеров. Но вот Московию в Европе стали жестко подсиживать Штаты и если снова играться в «дефицит», то покупатель может уйти к американцам, а из-под них уже ничего не выдернешь.
Саудиты уже высказали глубокое разочарование позицией Москвы, но если так дело пойдет и дальше, цена действительно может сорваться в пике и тогда отношения Москвы с арабами станут совсем другими, что чревато изменениям ситуации в Сирии и Ливии, например.
Так что тут все взаимосвязано и в конце концов, будет влиять на цену нефти и все, с нею связанное.
В общем, есть надежда…
Линия Обороны