За (не)рабочее настроение отвечала российская сторона. В частности, замминистра (ино)странных дел России Сергей Рябков по прибытии в Женеву со всей (без)ответственностью заявил, что «НАТО надо собирать „манатки“ и отправляться на рубежи 1997 года».
Переговоры оказались провальными, но… результативными.
11 января через телеканал CNN слили информацию, что в декабре 2021 года администрация Байдена тайно выделила Украине дополнительную помощь на сумму $200 млн. Украинцы получат оборонительное оборудование, включая стрелковое оружие и боеприпасы, системы защищённой связи, медоборудование, запасные части и прочее. Решение было принято, когда Россия предъявляла свои ультиматумы.
На следующий день, 12 января, американские СМИ сообщили, что Сенат подготовил беспрецедентные санкции в отношении премьер-министра, министров иностранных дел и обороны России, а также всех, кого Вашингтон сочтёт причастными к военному вторжению в Украину. Под ограничения попадут не менее трёх крупных российских банков, внешний долг и «Северный поток-2». Кроме того, санкции затронут Владимира Путина, членов его семьи и окружение.
Также в США сообщили, что готовы обсуждать членство пока нейтральных Финляндии и Швеции в НАТО.
«Полагаю, пять администраций [США], в которых я работала, всегда говорили Финляндии и Швеции: „В любое время, когда вы захотите обсудить с нами членство [в альянсе], мы готовы это сделать“», — сказала замгоссекретаря США Виктория Нуланд.
Кроме того, страны Балтии начали переговоры с НАТО о расширении военного присутствия на своих территориях.
А Норвегия уведомила Россию о проведении масштабных военных учений НАТО в Норвежском море и на территории Норвегии. В них будут задействованы 40 тыс. человек из 28 государств.
В ответ на это 13 января замминистра (ино)странных дел России Сергей Рябков в интервью телеканалу RTVI допустил размещение военной инфраструктуры на Кубе и в Венесуэле. По его словам, решение зависит от «действий американских коллег».
«Президент России многократно высказывался, в том числе и на эту тему, каковы могут быть мероприятия, например, по линии российского Военно-морского флота, если дело пойдёт совсем в направлении провоцирования России и дальнейшего усиления военного нажима на нас со стороны США», — сказал дипломат.
Этим заявлением Сергей Рябков изрядно напугал.
Только не США, а… российский финансовый рынок.
«Жёсткие заявления представителя российского МИДа по итогам переговоров Россия—НАТО обрушили российский финансовый рынок», — к примеру, пишет российская ежедневная общественно-политическая газета с усиленным деловым блоком «Коммерсантъ».
Журналисты констатировали, что «ситуация резко обострилась после 14:00 на фоне заявлений замглавы МИД РФ Сергея Рябкова телеканалу RTVI». И отметили, что «распродажа шла на долговом и валютном рынках», «по итогам основной сессии на Московской бирже курс доллара взлетел более чем на 1,6 руб., до 76,3 руб./$», «доходность десятилетних ОФЗ впервые с ноября 2018 года поднялась выше 9% годовых».
Перефразируя Михаила Салтыкова-Щедрина, совсем скоро в Европе за рубль будут давать не один полтинник, а в морду…
А 14 января прошла пресс-конференция министра (ино)странных дел России, на которой Сергей Лавров тоже… говорил.
Цитировать не будем, но лишь отметим, что по мере того, как дипломат рассуждал о том, «как космические корабли бороздят просторы Вселенной», российский финансовый рынок летел вниз.
Реакция США на угрозы о размещении военной инфраструктуры на Кубе и Венесуэле не заставила долго ждать.
Советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан сказал, что не собирается «отвечать на пустые слова, звучащие в публичных комментариях». Он отметил, что «если бы Россия двигалась в этом направлении, мы бы решительно занялись этим вопросом».
Глава военного комитета НАТО Роб Бауэр сказал, что размещение Россией ракет на какой-либо территории, «конечно, вызовет обеспокоенность».
«Это не территория НАТО, если мы говорим о Кубе и Венесуэле. Но я могу представить, что такой шаг вызовет обеспокоенность у союзников по НАТО», — заявил он.
В кулуарах говорят, что сейчас в Венесуэлу вернулись американские компании, экономика ожила и даже за российские товары она начала платить твёрдой валютой, а не обещаниями, так что ей незачем ругаться с США. Примерно в том же направлении идёт и Куба.
И «тут из ниоткуда появляется Рябков и начинает угрожать — дескать, сейчас ракеты к вам повезём. А ждут там ваши ракеты-то?»
Москва придумать ничего не может, и опять пугает мир «Карибским кризисом»… «можем повторить» и всё такое. Но только Россия Путина — не Советский Союз, а Путин — не Хрущёв.
Дипломаты в России — бутафорские, такая же и внешняя политика Москвы, и её методы влияния — питерской босоты…
Виктория Зубкова