Поскольку ситуация на ирано-азербайджанской границе продолжает оставаться острой и не слишком предсказуемой, проясняется ее обратная сторона. Как мы уже писали накануне, в Армении объявили о готовности строить автомагистраль Север-Юг, а по сути – автодорогу из Армении в Иран.
Руководство Армении объявило о том, что готово потратить на это проект миллиард долларов, что вызвало вопросы о том, откуда у них возьмется этот миллиард, если даже в прошлогодней войне, вся надежда Армении на военно-техническую помощь, в первую очередь – Москвы, а во вторую – Тегерана, строилась на доброй воле этих сторон и безвозмездных поставках всего необходимого.
У Еревана просто не было денег для того, чтобы закупать оружие и боеприпасы. А тут – объявляется о достаточно дорогой стройке, которая вряд ли является чем-то первоочередным.
И вот по комментариям иранской прессы можно сделать вывод о том, что инициатива строительства этой дороги принадлежит именно Тегерану, и как можно понять из формулировок иранских источников, описывающих этот проект, строиться дорога будет (если будет) за деньги Ирана.
Если это так, то в таком случае, речь идет о колониальном проекте Ирана в Армении, которая будет нанизана на эту автодорогу. В общем удивительно, как армяне смогли настолько испортить отношения со своими соседями, что Иран остался единственной страной, которая согласилась иметь с ними дело, несмотря на серьезные религиозные и мировоззренческие различия.
Более того, Армения согласилась быть сателлитом Ирана. Что касается автомагистрали, то в свете усиливающейся конфронтации с Азербайджаном, она может стать рокадной дорогой, идущей вдоль границ Азербайджана и рассекающей возможный сухопутный коридор между двумя частями Азербайджана.
Вторая составляющая этого проекта стала очевидна сегодня, когда по военным каналам, иранское руководство уведомило Азербайджан о том, что отныне он закрывает воздушное пространство Ирана для самолетов, перевозящих военные грузы из материнской части Азербайджана в Нахчыван.
Как отметили в Баку, это – не является большой потерей для Азербайджана, поскольку военная логистика этого региона осуществляется другими путями, а воздушный мост был нужен только для оперативной переброски грузов в какой-то экстренной ситуации.
Тем не менее, это трактуется как недружественный шаг, который обозначает позицию Ирана, которая полностью совпадает с позицией Армении, на изоляцию Нахчывана.
Только вот начавшиеся там совместные азербайджано-турецкие учения говорят о том, что изоляции там не получится при любых раскладах и в случае военного давления на этот район, агрессор обнаружит там турецкие войска и никакого профита от подобных движений все равно не будет.
Тем не менее, градус накала ситуации поднимается. Понятно, что Азербайджан должен показать, что он этот вызов понял и принял. И такой ответный сигнал сегодня ушел из Баку в Тегеран.
Так, стало известно о том, что сегодня был закрыт бакинский офис Оджага Неджата — представителя верховного лидера Ирана Хаменеи в Азербайджане.
Сделано это не в виде симметричного ответа и азербайджанская сторона даже не упоминает недружественный шаг Ирана, но напротив, глава пресс-службы МВД полковник полиции Эхсан Захидов заявил, что соответствующими службами было установлено, что количество людей, инфицированных вирусом COVID-19 в отдельных местах Баку за последние дни существенно увеличилось.
Одним из таких мест как раз и оказалась мечеть Хусейнийя. Поэтому эти места, в том числе и мечеть, были закрыты. Все политкорректно и без лишнего скандала.
В общем, ситуация продолжает накаляться и пока трудно сказать, во что это выльется, но если Иран решится на какие-то силовые действия, то трудно даже представить, какую реакцию это вызовет в регионе.
Ведь в таком случае Иран окажется на стороне не мусульманской страны и выступит против страны мусульманской. Это будет очень сложно пояснить кому угодно и надо полагать, что в таком случае Азербайджан получит поддержку не только Турции, но и тех стран, которые с Ираном имеют не менее напряженные отношения, например Саудовской Аравии.
В общем, все это выглядит так, что чья-то умелая рука толкает Иран в ловушку. И эта рука – явно не армянская.
Линия Обороны