Американская New York Times опубликовала колонку профессора Йельского Университета, известного историка Тимоти Снайдера «Мы должны сказать это: Россия — фашистское государство».
В ней Снайдер, специализирующийся на истории Восточной Европы, рассуждает о том, что на фронтах Второй мировой войны была побеждена нацистская Германия, но не идеология фашизма.
Ее суть, по мнению Снайдера, можно сформулировать как «очищающее насилие», и до сих пор самой яркой ассоциацией этой идеологии для нас были Гитлер и Холокост. Но это очень узкий подход, считает автор.
Фашизм прокатился в разное время и в разном масштабе по многим странам Европы. Во всех своих проявлениях он всегда стремится к победе чьей-то «хотелки» над здравым смыслом. И, как утверждает Снайдер, ровно это мы наблюдаем сейчас: Россия, по его мнению, ведет самую настоящую фашистскую, разрушительную войну.
Автор публикации заключает, что сегодняшняя Россия отвечает большинству критериев, из которых, по мнению историков, состоит фашизм:
— Культ одного лидера (Владимир Путин);
— Культ умерших за нечто великое (победа в ВОВ);
— Миф о былом величии империи и желание это величие вернуть;
— Мощная машина пропаганды;
— Визуальные символы как знак принадлежности (Z и V);
— Массовые мероприятия в поддержку вождя;
— Язык ненависти по отношению к конкретной группе людей.
Сходства между гитлеровской Германией и путинской Россией поражают, пишет Снайдер. Как бы сложно ни было многим это принять, но Россия повторяет этот путь, сея вокруг себя страдания и разрушения.
Ошибочно считать, что страна, победившая когда-то фашистов, сама не может быть таковой. До определенного момента истории фашизм не вызывал у Советского Союза особой неприязни, что следует из заключенного в 1939 году союзнического договора между СССР и Германией.
Речи нацистских лидеров перепечатывались в советской прессе. В свою очередь, власти Германии аплодировали эффективности советской политики депортации малых народов.
Известный нацист, философ и мыслитель Карл Шмитт сказал однажды, что фашистская политика начинается с определения врага. Не этим ли на протяжении всей своей истории занимался Советский Союз, и не этим ли сейчас занимается Путин, прикрываясь термином «антифашизм»,
Украинцы являются для российского президента нацистами, потому что не признают себя русскими и осмеливаются сопротивляться. А любой, кто выступает против его плана по уничтожению Украины, – пособник нацизма/фашизма.
Война против Украины — это не только возвращение на фашистское поле боя, но и возвращение к традиционному фашистскому языку и практике:
— Другие люди существуют для того, чтобы их колонизировать;
— Россия не может быть ни в чем виновата в силу ее героического прошлого;
— Существование Украины — это международный заговор;
— Война – единственно возможный ответ.
Выход из ситуации всего один: фашистский лидер должен быть побежден – окончательно и бесповоротно.
Дмитрий Кораблев