Воспроизведенный в Бакинском музее Отечественной войны армянский солдат
Вот уже несколько дней подряд происходят попытки очернения факта открытия Парка военных трофеев в Баку. Теперь критики заговорили о «низкой художественности его экспозиций и диорам».
Как обычно это и бывает, в споре с либеральствующей публикой поражаешься невежеству оппонентов. С огромным апломбом они говорят, что Парк военных трофеев противоречит международным традициям, а некоторые представленные там диорамы – выполнены карикатурно, унизительно для армян и нигде в мире такого нет.
Из чего делается незатейливый вывод – созданием такого музея Азербайджан вырывается из мировых культурных традиций и выставляет себя в неприглядном свете.
Что тут ответить? Узок круг этих людей, как крайне узок их кругозор и знакомство с мировой музейной практикой. Начнем с того, что в мире буквально тысячи музеев, в которых представлено всё, что удалось получить в качестве трофеев с гитлеровской армии – от личного оружия генералов СС до пресловутых касок. Представьте себе – в том числе и пробитых пулями.
Аналогичным образом обстоит дело и с вооружением. США, Великобритания, Франция, Польша, Нидерланды, Дания и так далее, не говоря уже про Китай – в любой из этих стран есть государственные собрания и частные коллекции трофейной техники.
Их собиратели не видят в этом ничего зазорного. Поскольку главный посыл таких музеев под открытым небом: «Смотрите, какого вооружённого до зубов зверя одолели наши доблестные джи-ай, томми, жолнежи, бойцы (нужное подчеркнуть)».
Экспозиция в португальском военном музее в городе Брагансе
Аналогичным образом обстоит дело и с диорамами - живописными картинами с передним предметным (фигурки участников и войной техники) планом. Это одна из наиболее распространенных в мире форм подачи музеями и выставками исторической информации – и чего здесь только не увидишь. Всё ограничено только фантазией создателей и их профессиональным мастерством.
Экспозиция в португальском военном музее в городе Брагансе
А это экспозиция в Британском музее истории войны
Причем давно уже в создании этих диорам используются элементы карикатурности и гротеска – нет в этом ничего необычного, «художник так видит». И никакого осуждения этого не вызывает.
При желании можно было бы дать критикам Парка трофейной техники ссылки на соответствующие сайты – но совершенно нет желания.
Поскольку всё равно ничего читать они не будут. Ведь их забота – не о художественной ценности и эстетике. Им главное – принизить память о грандиозной Победе азербайджанского народа.
На поле боя не получилось – так хоть на музейных экспонатах теперь пробуют отыграться, декаденты…
* * *
Вы поможете этому сайту, сделав несколько перепостов его публикаций в социальных сетях (Facebook, Twitter, Google и других). Сделай доброе дело!
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал https://t.me/censorunet