Это не какая-то намеренная акция, направленная против определенной отрасли промышленности, а понимание мировой тенденции перехода на возобновляемые источники энергии.
Поэтому-то финансирование энергетических проектов перемещает свою активность в этот сектор и через год инвестиции станут возможными только в ветроэнергетику, солнечные электростанции или что-то подобное.
Это значит, что новые технологии вышли на стадию своей зрелости и готовности вытеснить старые способы получения и использования энергии.
Вот что по этому поводу заявил глава ЕИБ Вернер Хойер:
«По оценкам ученых, сейчас мы движемся к тому, что температура повысится на 3-4 градуса Цельсия к концу столетия. Если это произойдет, большие участки нашей планеты станут непригодными для жизни, что будет иметь катастрофические последствия для людей во всем мире.
Банк ЕС (ЕИБ) уже много лет является климатическим банком Европы. Сегодня он решил сделать качественный скачок в своих амбициях. Мы прекратим финансирование (проектов в сфере) ископаемого топлива и запустим самую амбициозную стратегию инвестирования в климат среди всех государственных финансовых учреждений».
Насколько это серьезное решение и как оно повлияет на дальнейший ход событий, кроме предупреждения углеводородной энергетике, можно представить по объемам инвестиций банка в «чистую энергетику».
«За последние пять лет Европейский инвестиционный банк предоставил более 65 млрд евро поддержки для развития возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и распределения энергии, отмечается в сообщении. Теперь ЕИБ будет стремиться к тому, чтобы его финансирование способствовало привлечению инвестиций на 1 трлн евро в поддержку климата в период с 2021 по 2030 г.г.»
Просто на минуточку представим этот масштаб. Ежегодно банк планирует инвестировать в проекты, связанные с возобновляемо энергетикой более 100 миллиардов евро. Это равно бюджету многих небольших стран. Причем, инвестиции банка не обязательно используются внутри ЕС, хотя и в основном – там.
При этом уже сейчас, передвигаясь по немецким автобанам, все труднее найти место, откуда не было бы видно массивов ветровых электростанций.
Более того, вдоль автобанов (по видимому) существует полоса отчуждения земли, на которой запрещено строительство чего угодно, а вот ряды солнечных батарей становятся все длиннее.
Возможно, в Германии наблюдают за экспериментальным внедрением в той же Швеции нового дорожного покрытия, снабженного оборудованием для дистанционной подзарядки электромобилей в движении. Как только эти технологии начнут внедряться массово, то источники энергии вдоль автобанов окажутся как никогда кстати.
Но и сейчас «чистая» энергия занимает все более существенную часть общего баланса Германии. Чуть меньше (визуально) эта тенденция проявляется во Франции, но там если массивы ветряков встречаются и реже, но они кажутся более крупными, нежели в Германии, а ведь на мелководном побережьи Европы скоро не останется свободного места.
Особенно хорошо это видно, когда самолет заходит на посадку в аэропорт Схипхол в Амстердаме. Он летит достаточно низко, чтобы рассмотреть лес ветряков прямо в море.
Тем временем в Москве все еще мечтают стать «энергетической сверхдержавой» и глобальным поставщиком нефти и газа.
Это напоминает промышленника, который не заметил начала эры компакт дисков и вложился всеми деньгами в производство видеокассет.
С другой стороны, почему бы и нет? У него (производителя) в конце концов окажется кассет больше всех в мире, это ли не величие?
Линия Обороны